Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927)
«Христос и грешница (Кто без греха?)», 1888
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картины своего цикла «Из жизни Христа» Поленов называл цитатами из Евангелия. Это большое полотно, открывающее цикл, — не исключение. Его авторское название — «Кто без греха?». Цензор, курировавший XV передвижную выставку, на которой экспонировалось полотно, заменил его на другое — «Христос и блудная жена». Более того, цензура вообще сомневалась по поводу оставления картины на выставке. Дело решило вмешательство царя Александра III — осматривая экспозицию до её официального открытия, он купил эту картину Поленова, опередив присматривавшегося к ней Павла Третьякова и предотвратив возможные жесткие действия цензуры. А её сомнения родились не на пустом месте. Эта работа художника «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа. Поленов акцентировал своё внимание на человеческом в Нём, выведя за скобки всё собственно метафизическое и мистическое. Христос у него — не Бог, а странник, мудрец, гуманист. Такое рационалистическое решение темы вполне соответствовало этическим исканиям того времени, во многом определявшимся книгами Э. Ренана и религиозным реформаторством Льва Толстого (хотя сам писатель язвительно назвал поленовского Христа «полотером»). Работа вызвала жаркие споры. Реакцию молодежи точно иллюстрирует оценка В. Вересаева: «Картина дает такого Христа, — писал он, — каким мы Его теперь только и можем мыслить, — не Бога, а человека с огромной душой».
Рaссмотрим нeкоторые дeтaли произвeдeния:
Изобрaжeние №2
Эта сцена оживляет в красках евангельское повествование: «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и сказали: «Моисей в законе заповедовал нам таких побивать камнями: Ты что скажешь?» Говорили же это, искушая Его».
Изобрaжeние №3
Христос у Поленова предельно приземлён: он сидит в спокойной, несколько усталой позе и одет в одежду простонародья, знакомую художнику по его поездке на Восток.
Изобрaжeние №4
Симон Киринеянин, едущий на осле, олицетворяет — вкупе с учениками Христа, помещенными слева, — момент ожидания. При написании персонажей картины Поленов активно использовал свои эскизы, привезенные с Востока.
Изобрaжeние №5
Пейзаж, написанный на заднем плане, двойственен. С одной стороны, он отвечает стилистике ярких восточных пейзажей Поленова, а с другой, соответствует академической по сути композиции, несколько напоминая театральную декорацию.